Четверг, 22 Март 2018
Палочка коварна и живуча
– Милеуша Шаукатовна, в России туберкулез называли чахоткой – почему просторечное название преобладало над латинским?
– От слова «чахнуть», красноречиво описывающего состояние туберкулезного больного. Чахнуть – значит терять силы, здоровье, утрачивать былую силу, темнеть. Все больные туберкулезом – истощенные, бледные, с землистым оттенком кожи – туберкулезная палочка съедает человека изнутри.
– Объясните, почему медицина справилась с чумой, с холерой, с тифом, косившими города, а туберкулез существует до сих пор?
– Микобактерия туберкулеза – очень устойчивый микроб, она долго сохраняется во внешней среде, выдерживает отрицательные температуры до –273 градусов! Единственное, что ее губит, – солнечный свет, при ультрафиолетовом излучении она высыхает, поэтому так важна инсоляция наших жилищ. Ну и, к тому же большое число носителей среди населения.
– То есть доисторические микробы могут и сегодня заразить?
– Да. Они долгое время сохраняются в земле, в пыли, с потоками воздуха поднимаются на высоту около метр и попадают в дыхательные пути.
– В чем на самом деле опасность туберкулеза, как он действует на организм?
– Туберкулезная палочка, попав в организм, может длительное время циркулировать в нем, никак не проявляя своего присутствия. Перемещаясь по кровеносной, лимфатической системе, туберкулезная палочка впоследствии оседает на том органе, который наиболее уязвим по состоянию, но чаще всего – в легких, хорошо снабжающихся кислородом. И человек становится заразен, потому что заболевание передается воздушно– капельным путем.
– Какие еще органы может выбрать туберкулезная палочка?
– Все, кроме ногтей и волос. Сейчас очень много больных с иммунодефицитным состоянием, у которых поражается кишечник, брюшина, лимфоузлы, кожа, глаза, почки, кости. В Ханты–Мансийском округе зарегистрированы заболевания абсолютно всех органов. Поскольку симптомы заболевания не проявляются длительное время, очень важно не пропускать ежегодное флюорографическое обследование.
О пользе старых и новых методов
– А есть что–то новое в методах диагностики туберкулеза, кроме флюорографии?
– Еще один, старый же, метод выявления туберкулеза – проба Манту, сейчас проба Манту с 8 летнего возраста заменена на более современный метод – Диаскин–тест. Это тоже внутрикожная проба, но не туберкулиновая, и очень чувствительная к туберкулезной палочке. С 8 до 18 лет включительно мы проводим диагностику этим тестом, с года до 7 лет сохраняется диагностика Манту.
– А в отношении взрослых?
– Флюорографическое обследование. Люди с иммунодефицитом, кто длительное время получает гормоны, цитостатики, онкологические, ревматоидные пациенты тоже обследуются с помощью Диаскин–теста.
– В чем его преимущество?
– Туберкулиновая проба (Манту) очень чувствительна к аллергическим реакциям в организме, поэтому она может быть ложноположительной, а Диаскин–тест более специфичен к туберкулезной инфекции и не реагирует на поствакцинальные аллергии. Но если есть противопоказания для проведения реакции Манту и Диаскин–теста, имеется еще более современный метод, используется он с 2009 г, а в России с 2012 г, Т–СПОТ.ТБ. Это не внутрикожная проба, это анализ крови, который выявляет т–лимфоциты, которые вырабатывают гамма– интерферон в организме человека при инфицировании туберкулезной палочкой. Это более комфортный для человека и более достоверный в медицинском аспекте тест, но проводится он только в крупных научно–исследовательских институтах и в противотуберкулезных диспансерах. И, поскольку это дорогостоящее исследование, проводится он только за счет средств пациента, около 6 тыс. рублей. Единственный недостаток у этого теста – он не определяет локализацию туберкулезного процесса. Если мы по флюорографии, по УЗИ, по компьютерной, магнитно–резонанской томографии видим: очаг заболевания в легких, в лимфоузлах – мы видим все органы и ткани – то по методике Т–спотТБ можно выяснить только, инфицирован человек туберкулезной палочкой или нет.
– Локализация заболевания в том или другом органе имеет значение для врача?
– Конечно. Все внелегочные инфекции лечатся только в НИИ Екатеринбурга, легочный туберкулез лечится и в Ханты–Мансийском округе. Кроме того, при поражении туберкулезом костей назначается оперативное лечение. А в остальных случаях – таблетированное, консервативное, в условиях противотуберкулезного стационара, где они проходят интенсивную фазу лечения. Хочу отметить, туберкулез – 100% излечиваемое заболевание.
– Лечение длительное?
– Зависит от чувствительности микробов. Для лечении простых форм туберкулеза бывает достаточно 4–5 препаратов первого ряда в течение 6–8 месяцев. При устойчивости туберкулезной палочки к противотуберкулезным препаратам первого ряда, назначаются резервные, более дорогостоящие, но они тяжелее переносятся организмом. В этом случает непрерывный прием препаратов длится не менее полутора лет как минимум.
– Все это время человек может работать или находится на больничном?
– Больничный выписывается лицам, относящимся к декретированному населению: персонал учреждений общепита, образования, других учреждений социальной, коммунальной сферы. При неблагоприятном течении болезни они переводятся на группу инвалидности, а к работе допускаются только после полного выздоровления. Остальные после прохождения интенсивной фазы лечения, это 2–3 месяца, если течение заболевания нетяжелое, приступают к работе.
– Обследования на выявление туберкулеза человек проходит раз в год, если заразится после обследования?
– Если со здоровьем все в порядке, человек может и не заболеть, туберкулезная палочка, не найдя подходящих условий может попросту «заснуть». Если с течением времени иммунитет дает сбой, появляется хроническое заболевание, и если в организм попадает микобактерия вторично, то тут может произойти «наложение потенциалов» первой и второй дозы. Но, к счастью, микобактерии туберкулеза размножаются крайне медленно, и если не пропускать обследования, туберкулезный очаг будет выявлен, либо заболевание проявится симптомами, и будет назначено дополнительное обследование.
Народную медицину – на профилактику
– Туберкулезом люди болели всегда и средства были предложены народной медициной. Есть ли среди них действенные?
– В природе есть вещество, которое губительно воздействует на туберкулезную палочку, – прополис. Но в сочетании с противотуберкулезными препаратами эффект достигается быстрее. Сам по себе прополис, мед с различными добавками хороши как профилактические, укрепляющие средства.
– А жир – барсучий, медвежий – говорят, полезно…
– Нет. Жир не убивает туберкулезную палочку, он повышает общую сопротивляемость организма. Наверняка, слышали, что туберкулезные больные едят собак – не потому что от их мяса выздоравливал, больным необходим животный белок для восстановления сил. Раньше же люди сильно недоедали. Сейчас все живут более благополучно, питаются прилично, могут получить витамины через фрукты. Даже вегетарианцы вполне прилично себя чувствовать.
Контролировать полезно
– Милеуша Шаукатовна, вы в Нефтеюганской больнице работаете уже 15 лет. В начале 2000– х больных было очень много, как сейчас обстоят дела?
– В Нефтеюганском районе у нас 42 человека болеют активной формой туберкулеза. Все 100% получили стационарное лечение, но еще длительное время будут принимать противотуберкулезные препараты. К счастью, с каждым годом число случаев заболеваний уменьшается, а выздоровлений увеличивается, этому способствует обязательное лечение в стационаре и контролируемый ежедневный прием препаратов до полного выздоровления. В здоровой группе под наблюдением в течение на ближайшие 2–3 года еще 65 человек.
Пока в Нефтеюганском районе нет ни одного поселка, где не было бы больных туберкулезом, но все эти пациенты контролируются врачами и фельдшерами ФАПов, амбулаторий, по графику к ним выезжает наша противотуберкулезная бригада из Пойковского.
– Еще в ХХ веке туберкулезом болели все, и простолюдины и элита, а потом почему–то, болезнь стала постыдной, о ней старались не упоминать. И вот сейчас уже многие говорят свободно, открыто о том, что больны онкологическим заболеванием или имеют ВИЧ–инфекцию, и не стесняются этого, но еще не приходилось слышать, чтобы человек говорил, что болен или болел туберкулезом, почему так?
– Это зависит от нашего воспитания. Во второй половине ХХ века туберкулез стал признаком асоциальных людей: бомжей, заключенных, наркоманов, алкоголиков. Сейчас уже многие ограничения и запреты неактуальны, но почему–то туберкулеза люди стесняются, хотя мы проводим беседы, работают психотерапевты, что эта болезнь не хуже многих других и поддается полному вылечиванию. Тем не менее ее стесняются и даже скрывают от родственников.
Привозная инфекция
– Вы говорите, что сегодня заболевают туберкулезом чаще социально благополучные люди – например? Кто они по профессиям?
– 80% больных – работающее население. Заболевают учителя, воспитатели, водители, нефтяники. В настоящий момент много индивидуальных предпринимателей и их работников, просто первые нанимают вахтовиков с большой земли, необследованных, без медосмотров. Но тут–то медосмотр при трудоустройстве обязателен, и вот так они выявляются.
– Вахтовики узнают диагноз – что дальше? Остаются лечиться или уезжают?
– Тем, кто уезжает выдает на руки рентгенархив и обязательно сообщаем в областные противотуберкулезные диспансеры по месту их жительства. Так что они не теряются из вида. Но большинство предпочитает лечиться в условиях нашего округа, все–таки здесь лучше обеспечение, кадровые медицинские ресурсы, намного выше доступность стационарная и поликлиническая.
– Наверняка, вам известно, что о некоторых счастливчиках говорят: «никакая зараза не пристает». Что делать, чтобы туберкулез не пристал?
– Да, есть такие люди. Кто ведет социально благополучный, здоровый образ жизни, никогда не заболеют туберкулезом. Им не болеют здоровые, сытые, оптимистичные люди, которые не курят, не употребляют алкоголь, наркотики. В их организме у туберкулезной палочки нет шансов уцелеть.
– Милеуша Шаукатовна, спасибо за интересный рассказ. Успехов вам, и чтоб больше было таких людей, к которым ничего не пристает.
– Да, дай бог, спасибо!