Вторник, 3 Апрель 2018
2 апреля – международный день распространения информации об аутизме.
В целях привлечения внимания широких кругов общественности к вопросам профилактики, ранней диагностики и лечения расстройств аутистического спектра, информирования различных слоев населения о аутизме для создания мотивации к своевременному обращению за медицинской помощью, пропаганды здорового образа жизни в Нефтеюганском районе врач-психиатр-нарколог БУ «Нефтеюганская районная больница» Мурсалимов А.М. подготовил материал на актуальную в этот день тему: «Аутизм – жизнь в собственном мире»:
Официально Аутизм - это пожизненное нарушение развития, которое влияет на коммуникацию и отношения с другими людьми, а также на восприятие и понимание окружающего мира.
На самом же деле, сколько аутистов, столько и течений этого заболевания. Это значит, что несмотря на то, что всех людей с диагнозом «Аутизм» объединяют трудности в определенных сферах, это расстройство совершенно индивидуально отражается на каждом отдельном человеке. Некоторые люди с аутизмом могут жить практически независимой жизнью, в то время как другие могут иметь дополнительные нарушения обучения и нуждаются в постоянной помощи специалистов. Кроме того, люди с аутизмом обычно отличаются гипер- или гипочувствительностью к звукам, прикосновениям, вкусам, запахам, освещению или цвету.
Все люди с аутизмом испытывают сложности в трех областях, которые называют «триадой нарушений при аутизме». К этой триаде относятся:
- трудности с социальной коммуникацией;
- трудности с социальным взаимодействием;
- трудности с социальным воображением.
Точная причина аутизма до сих пор не известна, но существует ряд исследований, которые предполагают, что аутизм вызывает комбинация генетических факторов и факторов окружающей среды, из-за чего меняется развитие мозга.
Следует отметить, что аутизм не может быть вызван воспитанием, поведением родителей или социальными обстоятельствами. Это не вина самого человека, который никак не может повлиять на наличие аутизма.
Дети с аутизмом, начиная с первых месяцев жизни имеют несколько специфическое поведение. Прежде всего, такой ребенок категорически избегает тактильного контакта со взрослыми: он не прижимается к маме, когда она берет его на руки, не протягивает руки и не тянется к ней, как это делают все дети. У него часто преобладает периферическое зрение (лучше воспринимает пространство вокруг фиксированной точки, чем саму точку); также он может не реагировать на звуки, на свое имя и т.д.
Аутичный ребенок может быть и высокоинтеллектуальным и умственно отсталым, может быть одаренным в какой-то области (музыка, математика), но при этом не иметь простейших бытовых и социальных навыков. Один и тот же ребенок в разных ситуациях может быть неуклюжим, а может демонстрировать удивительную моторную ловкость.
Умственный коэффициент аутичных детей нередко превышает 70 баллов по сто балльной шкале. Такие дети проявляют способности — иногда просто гениальные — к рисованию, музыке, конструированию. Они носят название «островков знания», а тех, кто ими обладает, называют «учеными аутистами». Остальные сферы жизни не затрагиваются вовсе и не интересуют ребенка.
Аутичные детки очень часто становятся заложниками собственных стереотипов, и устанавливают для себя строгие рамки поведения и уклада жизни. Если по тем или иным причинам ребенок покидает свою зону комфорта для него это становится трагедией. Это связано, прежде всего, с так называемой неофобией — боязнью всего нового.
Когда аутичному ребенку особенно плохо, он может проявить агрессию и самоагрессию. Взрыв отчаяния разрушительной силы направлен обычно против вмешательства в его жизнь и попыток изменить сложившиеся стереотипы. Избирательность в контактах и отсутствие видимой привязанности даже к близким людям проистекает из целой системы страхов, а вследствие этого — запретов и самоограничений.
Ниже приведено описание аутизма с точки зрения психологической обстановки (данные с сайта medportal.ru):
Проблемы семьи аутичного ребенка
Беда семей с аутичными ребенком, прежде всего, в том, что осознание проблемы зачастую наступает внезапно. Трудности установления контакта, взаимодействия уравновешиваются в глазах родителей успокаивающими впечатлениями, которые вызывают серьезный, умный взгляд ребенка, его особые способности. Поэтому в момент постановки диагноза семья порой переживает тяжелейший стресс: в три, в четыре, иногда даже в пять лет родителям сообщают, что их ребенок, который до сих пор считался здоровым и одаренным, на самом деле «необучаем». Часто им сразу предлагают оформить инвалидность или поместить его в специальный интернат. Состояние стресса для семьи, которая продолжает «сражаться» за своего ребенка, с этого момента нередко становится хроническим.
Материнское восприятие
Наибольшие проблемы выпадают на долю мамы аутичного ребенка, поскольку с самого его рождения она не получает положительных эмоций, непосредственной радости общения, с лихвой покрывающих вся тяготы и усталость, связанные с ежедневными заботами и тревогами. Ребенок не улыбается ей, не смотрит в глаза, не любит бывать на руках; иногда он даже не выделяет ее из других людей, не отдает видимого предпочтения в контакте. Следствием этого является развитие у нее депрессии, раздражительности, эмоционального истощения.
Характерно, что потребность в общении у аутичных детей исходно не нарушена. Такой ребенок может быть глубоко привязан к близкому человеку, а человеческое лицо так же значимо для него, как и для любого другого - только глазной контакт он может выдержать лишь очень непродолжительное время. Таким образом, аутичный ребенок скорее не может, чем не хочет контактировать с окружающими людьми.
Сложности отцовства
Отцы, как правило, избегают ежедневного стресса, связанного с воспитанием аутичного ребенка, проводя больше времени на работе. Тем не менее, они тоже переживают чувство вины, разочарования, хотя и не говорят об этом так явно, как матери. Кроме того, на них ложатся особые материальные тяготы по обеспечению ухода за «трудным» ребенком, которые ощущаются еще острее из-за того, что обещают быть долговременными, фактически пожизненными. В особой ситуации растут братья и сестры таких детей: в психологическом и бытовом плане они тоже испытывают определенные трудности, и родители в такой ситуации нередко вынуждены жертвовать их интересами.
В заключении мы хотели бы отметить, что с аутизмом нужно учиться жить не только самому пациенту, но и его ближайшему окружению. Если все вокруг будут придерживаться простейших правил поведения, то жизнь рядом с аутистами, становится спокойной и обыденной.
На сегодняшний день, в России создано огромное количество общественных движений; групп помощи; и просто клубов родителей детей с аутизмом. Многие из них призваны помочь родителям преодолеть психологический барьер в обществе; другие объединяют родителей с целью передачи опыта; третьи помогают родителям лучше понять детей по средствам совместных занятий и т.д.
Так, один из самых популярных фондов страны «Антон тут рядом», был организован в 2013 году. Миссия фонда: реализация проектов комплексной помощи людям с расстройством аутистического спектра – от ранней диагностики до поддержанного трудоустройства; выявление и развитие их потенциала; информирование общества об аутизме.
Практически в каждом городе существуют подобные объединения. На официальных сайтах таких организаций очень много полезной информации для родителей детей с диагнозом аутизм; описываются виды предоставляемой мощи; ближайшие мероприятия и т.д.
«Выход для аутиста – это выход из аута в жизнь. Выход для всех остальных означает понимание, что все мы – одно целое. Даже если родители и педагоги, врачи и волонтеры помогут им справиться с этой проблемой, на пороге этой жизни их встретим все мы – люди, сограждане, общество, каждый из нас, каждый из вас. Если мы не будем готовы к этой встрече, то все огромные совместные усилия этих особенных людей и их близких, союзников, поводырей, сопровождающих, – будут напрасными. Выход нужно искать всем вместе.» - Любовь Аркус, основатель и президент фонда «Антон тут рядом».