Пятница, 2 Апрель 2021
2 апреля – международный день распространения информации об аутизме.
Официально аутизм – это пожизненное нарушение развития, которое влияет на коммуникацию и отношения с другими людьми, а также на восприятие и понимание окружающего мира. На самом же деле каждый случай аутизма глубоко индивидуален. Некоторые люди с аутизмом могут жить практически независимой жизнью, в то время как другие могут на протяжении всей жизни нуждаться в постоянной помощи специалистов.
Аутизм – это развитие по-другому: дети, взрослые люди с аутизмом думают и учатся по-своему, иначе воспринимают информацию. Аутизмом нельзя заболеть, от него нельзя излечиться – это не болезнь, это врожденное нарушение психического развития. Из-за нейронных связей между отделами головной мозг перегружен и не справляется с потоком информации – он просто не успевает соединять, анализировать все то, что ребенок видит, слышит, осязает. Мир воспринимается фрагментарно и искаженно.
Точная причина аутизма до сих пор не известна, но существует ряд исследований, которые предполагают, что аутизм вызывает комбинация генетических факторов и факторов окружающей среды, из-за чего меняется развитие мозга. Причина аутизма – в генетических сбоях, в избыточных
Все люди с аутизмом испытывают сложности в трех областях, которые называют «триадой нарушений при аутизме»:
- трудности с социальной коммуникацией
- трудности с социальным взаимодействием
- трудности с социальным воображением
Следует отметить, что аутизм не может быть вызван воспитанием, поведением родителей или социальными обстоятельствами. Это не вина самого человека, который никак не может повлиять на наличие аутизма, и не вина родителей. Дети с аутизмом, начиная с первых месяцев жизни имеют несколько специфическое поведение. Прежде всего, такой ребенок категорически избегает тактильного контакта со взрослыми, в том числе с самыми близкими людьми. Аутичные дети часто становятся заложниками собственных стереотипов и устанавливают для себя строгие рамки поведения и уклада жизни. Выход из зоны комфорта становится трагедией, большинство из них страдает неофобией – боязнью всего нового. Когда аутичному ребенку особенно плохо, он может проявить агрессию и самоагрессию.
Аутичный ребенок может быть и высокоинтеллектуальным, и умственно отсталым, может быть одаренным в какой-то области, но при этом не владеть простейшими бытовыми и социальными навыками. Один и тот же ребенок в разных ситуациях может быть неуклюжим, а может демонстрировать удивительную моторную ловкость. Умственный коэффициент аутичных детей нередко превышает 70 баллов по сто балльной шкале. Такие дети проявляют способности – иногда просто гениальные – к рисованию, музыке, конструированию. При этом остальные сферы жизни не затрагиваются вовсе и не интересуют ребенка.
– В Нефтеюганском районе есть дети с диагнозом «аутизм», а также дети с расстройствами аутического спектра. Для каждого ребенка разработан индивидуальный план сопровождения специалистами всех служб: здравоохранения, образования, культуры, спорта, Фонда социального страхования, Центра занятости, – отмечает заведующая педиатрическим отделением детской поликлиники Татьяна Кононова. – На основании установленного диагноза образовательные учреждения определяют тип образовательной программы индивидуально для каждого. До 18 лет дети имеют категорию инвалидности, по достижении совершеннолетия она может быть оставлена или снята в зависимости от состояния человека. Стоит отметить, чем больше изначально вклад родителей и общества, тем больше шансов у ребенка-аутиста к самостоятельности, социализации, хотя на протяжение всей жизни такие люди нуждаются в терпении, понимании и поддержке со стороны окружающих. Поэтому родителям малыша необходимо быть внимательными к состоянию ребенка с первых дней его жизни. Первичная диагностика проводится осуществляется педиатром, который осуществляет динамическое наблюдение ребенка. Кроме того, с 14 по 24 месяцы жизни ребенка проводится анкетирование родителей на определение наличия проблем в психическом развитии ребенка. Результаты тестов направляются психиатрам. В зависимости от их результатов психиатры консультируют семью, наблюдают ребенка.
«Выход для аутиста – это выход из аута в жизнь. Выход для всех остальных означает понимание, что все мы – одно целое. Даже если родители и педагоги, врачи и волонтеры помогут им справиться с этой проблемой, на пороге этой жизни их встретим все мы – люди, сограждане, общество, каждый из нас, каждый из вас. Если мы не будем готовы к этой встрече, то все огромные совместные усилия этих особенных людей и их близких, союзников, поводырей, сопровождающих, – будут напрасными. Выход нужно искать всем вместе» – подчеркивает основатель и президент фонда помощи людям с аутизмом «Антон тут рядом» Любовь Аркус.