Понедельник, 19 Июнь 2017
В Югре, в России – календарное лето, правда, зноя еще нигде не видели, но впереди еще два с половиной месяца, жара возможна, а она нередко провоцирует ухудшение состояния людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Впрочем, не менее опасны трудовые подвиги даже в прохладную погоду. Россия — единственная страна, где отмечается рост количества инсультов летом, несмотря на то, что климат не самый жаркий. Причина в том, что только у нас широко распространен дачный отдых, когда люди подолгу работают в наклон на своих участках и огородах. О том, как проявляется инсульт и чем опасен, рассказывает заведующий неврологическим отделением Нефтеюганской районной больницы Максим Безбородов.
- Максим Александрович, действительно ли число инсультов велико?
- В Российской Федерации, по данным статистики, сердечно-сосудистые заболевания занимают первое место среди причин смертности. В Нефтеюганском районе - тоже. Но не только в смертности дело. После инсультов у пациентов очень велик процент выхода на инвалидность, то есть это социально и общественно-значимое заболевание. Не сказал бы, что рост числа инсультов особо заметен, но картина их изменилась. Забегу вперед, скажу, что инсульты бывают ишемические и геморрагические, так вот эти - самые тяжелые геморрагические инсульты дают высокий процент смертности, и именно их в прошлом году было в 6 раз больше, чем обычно. Это настораживает.
- Каковы причины инсультов?
- Чаще всего не леченная гипертоническая болезнь, курение. Злоупотребление алкоголем, аномалии развития сосудов головного мозга и различные заболевания сердца. Геморрагические инсульты чаще отмечаются у людей трудоспособного возраста, а ишемические у тех, кому за 65. Вроде бы инсульт, одно заболевание, но причины, статистика, прогнозы, методы лечения – абсолютно разные
- Как определить, что у человека начинается инсульт?
- Есть три наиболее очевидных признака: перекошенное лицо, нарушение речи – человек не может говорить, говорит невнятно, нарушение двигательной способности руки или ноги – не может поднять руку, подкашивается нога.
В Европе эти признаки используются для до госпитальной диагностики инсульта и являются основанием оправить человека в инсультный центр. Думаем, у нас эта система тоже наладится.
- Что это значит?
- В округе организованы первичные инсультные центры, разграничены территории. Но и нам тоже приходится лечить инсульты, в случае острой ситуации человека нужно в течение 40 минут доставить в центр, где специализированное лечение увеличивает процент благополучного исхода, но до крупных клиник Сургута и Ханты-Мансийска расстояние все же велико, и мы не всегда успеваем доставить пациента вовремя, поэтому лечим на местах.
Если есть подозрение на инсульт – куда идти, к кому обращаться?
- Если отмечаются три признака: паралич лица, языка, конечностей, то не надо никуда идти, не надо заниматься самолечением – колоть пальцы иголкой, не надо надеяться, что само пройдет, нужно немедленно вызывать скорую помощь. Иначе мы теряем драгоценное время, некоторые виды лечения должны производиться в течение 4,5 часов от начала заболевания.
- Какова статистика инсультов в Нефтеюганском районе? Бывают ли пики заболевания?
- Инсульты бывают разными по количеству и степени тяжести, и потому в один год вроде бы инсультов много, а смертность низкая, так было в 2013 г, тогда зафиксировали 71 случай. В прошлом году - 68, но было много геморрагических.
- Как можно объяснить это с медицинской точки зрения, ведь все эти люди проходили медосмотры, наверняка, знали о своем состоянии?
- Народ стал лечиться по интернету, прочитали, давление прыгнуло - приняли таблетку «Капотена» и успокоились. Это хорошая таблетка, но у нее короткий период действия, лекарство надо принимать по схеме, назначенной врачом, а не когда давление поднялось. На самом деле резкие скачки еще хуже действуют на человека, чем постоянно высокое давление. Терапию надо подбирать правильно, а в последнее время стало заметно, что люди стараются покупать более дешевые препараты, аналоги тем, что назначил врач, переходят с одного на другой препарат, более дешевый, что не гарантирует его аналогичного действия. Ну, и, конечно, курение, сердечно-сосудистые заболевания, сахарный диабет, возраст старше 65 лет - это критерии повышенного риска. Редко кто за 65 не страдает гипертонией и атеросклерозом.
- Кто чаще страдает от инсульта – мужчины, женщины?
- Геморрагический инсульт почти всегда бывает у мужчин, ишемический чаще у женщин
- Они живут дольше?
- Да, женщины живут дольше.
- Сколько инсультов может пережить человек?
- В моей практике пациент перенес четыре инсульта. Все же это зависит от степени тяжести: бывает, и четыре переносят неплохо, а кто-то сразу умирает.
Инсульт - очень непредсказуемое заболевание, иногда пациент поступает с минимальной симптоматикой, а выписывается прикованным к пастели, невозможно гарантировать, будет ли он парализован, погибнет, или может, перенесет сравнительно хорошо. Инсульт невозможно мгновенно остановить, прекратить, вот поэтому даже если проявления незначительные, госпитализация обязательна.
-Сколько времени уходит, чтоб вернуть человека к жизни, компенсировать ущерб здоровью?
- В случае кровоизлияний смертность может составлять до 50%, выжившие – практически все остаются инвалидами. Ишемические инсульты переносятся легче, но их и больше, и потому случаи смертности примерно одинаковы. Восстановительный период после инсульта может длиться годами. И абсолютное большинство пациентов остаются инвалидами или имеют небольшие дефекты.
- Оказывается ли в случае инсульта высокотехнологичная помощь?
- Сейчас для лечения ишемических инсультов применяется тромболизис - вводится препарат, который растворяет тромб, но это можно делать лишь в первые 4,5 часа от начала заболевания. Это позволяет спасти примерно 14 % пациентов, и это не мало. Замечено, что пациенты, которым вовремя применили тромболизис, впоследствии имеют меньше дефектов, чем те, кому данной процедуры не делали. В нашей больнице мы применяем тромболизис с прошлого года.
Мы перестраиваемся, как и весь округ, на лечение по мировым стандартам: инсульт должен быть диагностирован на этапе скорой помощи и доставлен в инсультный центр в течение 40 минут. В соответствии с нашей путевой картой пациент может быть доставлен и в местное медицинское учреждение, где проводят тромболизис. При этом обязательно наличие врача-невролога, компьютерного томографа. Пациент, минуя приемное отделение, сразу поступает на компьютерную томографию, где определяется тип инсульта, и сразу же - в реанимацию на тромболизис, так как время дорого, всего 4,5 часа. Чем раньше мы сделаем тромболизис, тем больше нервных клеток спасем.
В случае геморрагического инсульта время имеет еще большее значение, практически всех, за исключением самых тяжелых, не транспортабельных, мы отправляем в специализированные центры, где, в зависимости от показаний, может быть проведено хирургическое лечение: кровоизлияние - это гематома, все-таки это должны лечить нейрохирурги.
Стоит отметить, в лечении инсультов многое изменилось в настоящее время: изменились критерии диагностики, методы лечения, препараты даже: 20 лет назад в медицинской литературе было много описаний симптомов, последствий инсультов и совсем немного о правилах самого лечения. Сегодня категорически противопоказаны препараты, которые назначались ранее, к счастью, появились действительно эффективные препараты. Кроме того, большой акцент делается на профилактику, предупреждение инсультов.
-Как можно предупредить инсульт?
- По большому счету инсульт не совсем заболевание по части нервной системы, это осложнение сердечно-сосудистого заболевания, которое сказывается на головном мозге. Если аритмия, атеросклероз - кардиолог должен подобрать терапию, предупреждающую образование тромбов. Спектр препаратов - антикоагулянтов и антиагрегантов широк, не все они безобидны, поэтому залог успешного лечения в правильно подобранном лекарственном средстве и схеме приема, в неукоснительном соблюдении рекомендаций врача самим пациентом. То есть на уровне поликлиники должно быть проведено максимально полное обследование, вплоть до УЗИ сосудов, и назначено лечение.
-Максим Александрович, вы сказали, что в лечении инсультов произошли большие перемены, какие-то еще перспективы возможны?
- Я думаю, в скором времени вообще на поток поставим тромболизис, он будет совершенно рутинной лечебной процедурой. Но для этого надо организовать работу всей больницы, включая скорую помощь. И пациенты должны знать, что каждая минута промедления лишает их дальнейшей жизни, увеличивая риск смерти или инвалидности. Поэтому, если очевидны три признака инсульта: паралич лица, конечностей, нарушение речи, если происходят частые беспричинные потери сознания, - в обязательном порядке нужно вызывать скорую помощь.
-Максим Александрович, спасибо за беседу, будем надеяться, что эта информация многих заставит задуматься о своем здоровье и поберечься.